+ 7 (499) 490-25-49
19 июля 2017

Командный или иерархический метод - что выбрать для управления? 

 

Зачастую руководители, привыкшие управлять жестко и безоговорочно, не получают полную отдачу и доверие коллектива. Как можно дополнить свой стиль управления, чтобы получать результаты и при этом сохранить благоприятный климат в коллективе, описано в этой статье.

Живые системыКомандаУправлениеПродажи

 

 

Как создать идеальную команду?

Недавно проводил тренинг навыков управления для одной из крупнейших в России телекоммуникационных компаний. Являясь сторонником жизни в сообществах и командах, привлек внимание участников дискуссией на тему “как создать идеальную команду”?  В итоге совместного обсуждения пришли к интересным результатам.

Хотелось бы рассказать пару слов о самих подходах. Командный метод подразумевает, что вы проходите следующие этапы развития себя как руководителя. Сначала вы выстраиваете отношения с самим собой. Ваш организм, как набор органов, клеток и так далее, может работать как команда, объединенная вокруг общей цели – вашего благополучия. В случае “командной работы”, все составные части этой системы будут заботиться друг о друге. Проще говоря, принимая решение, что заказать себе на завтрак, ваш мозг примет во внимание не только сигналы опиатной системы (которая отвечает за выработку гормонов удовольствия – эндорфинов), но и учтет запросы индивидуальной скорости обмена веществ. Проявится это в том, что вы предпочтете не есть сладкий торт, много конфет или жирную свинину, чтобы не способствовать появлению кариеса и ожирения. Еcли руководитель наплевательски и потребительски относится к себе – своему телу, удовлетворяя только желания центра удовольствия, и не думая о последствиях для других частей организма, весьма вероятно, что он также будет относиться и к окружающему миру, в частности, к сотрудникам. Он будет действовать с ними по принципу выиграть-проиграть, то есть, использовать их, или, как говорит молодежь, “юзать”. Также, как и органы, какое-то время сотрудники будут работать нормально, потом начнутся сбои и обратная связь в виде “болезней” – снижения производительности, эффективности, вплоть до увольнения. Стать идеальным руководителем, который заботится о себе на 100%, а не “юзает” свое тело, практически невозможно в условиях современной городской жизни. Я знаю методы, которые позволяют это сделать с вероятностью 99%. Но реализовать эти методы могут только люди, которым не нужно каждый день ходить на работу, у них есть много денег и свободного времени, чтобы заняться собой. Парадокс в том, что, если они все-таки найдут это время, то они быстрее придут к тому, чтобы у них было больше денег. Мастер по карате может вас научить побеждать в большинстве уличных драк, но для этого вам нужно тренироваться по 4 часа ежедневно по 7 дней в неделю.  Здесь – аналогично. Тем не менее, мы можем хотя бы стремиться к тому, чтобы заботиться о себе и принять такое решение отныне и навсегда – относиться к себе, своему здоровью и своей жизни внимательно и с заботой. У нас не будет это получаться всегда, но этого намерения хватит для того, чтобы мы были намного эффективнее, здоровее и умнее, чем большинство других людей. Остальные рассуждают примерно так: “жить вредно, все равно на 100% не получится…” и выбирают анархию – жить как попало и не заботиться о себе практически никогда. Да, энтропия (хаос) не убывает. Мы можем только сдерживать разрушение. Если этого не делать, они идут намного быстрее. 

Как управлять командой?

Итак, первый шаг руководителя, желающего получить синергию командной работы – забота о себе: ментальное развитие, обучение навыкам и технологиям, физическое здоровье. Второй шаг – найти в своем окружении сначала одного человека, с кем научиться выстраивать отношения по командному методу. То есть, работать на общую цель, открыто делиться информацией и быть готовым к обратной связи. Научившись отбирать партнеров, с кем вы в такой связке можете получать результаты, а не просто доказывать, что “я прав” и расходиться, обвиняя партнера в том, что он не такой, и если бы не он, все бы получилось, вы можете пригласить в эту группу еще одного человека. Так у вас сформируется управленческое ядро вашей компании – это будут люди, которые способны договариваться друг с другом, “разномышленники”, объединенные общей целью. Именно “разномышленники”, умеющие найти общий язык, создают потрясающие результаты. Единомышленники видят проблему только с одной стороны, а если они еще и плохо коммуницируют, их шансы вообще близки к нулю. Как управлять такой командой? Со временем, каждый из членов этого управленческого ядра создаст такое командное ядро в своем подразделении. Так, понемногу, у вас в организации появится большая команда, состоящая из команд. Это идеальный способ управления, который реализован и доказан эволюцией. Именно так работает наш организм, ведь каждый орган – это тоже команда из клеток, каждая клетка – это команда из ядра, цитоплазмы и других ее составляющих.

После такого введения, участники тренинга высказали следующие возражения:

-       “Это идеальная модель, а нам нужна практически применимая завтра в жизни“

-       “Искать таких членов командного ядра очень долго“

-       “Человек может притвориться, получить наше доверие, а затем воспользоваться этим в своих целях“

На мой вопрос, какие плюсы и минусы в иерархии, я получил такие ответы:

Плюсы:

-       управляем быстро, и теми, кто есть

Минусы:

-       много энергии теряем на контроль, перепроверку, конфликты

Причина – насилие, осуществляемое выдвижением приказов без выслушивания мнения сотрудника.

Итог: быстрое получение краткосрочных результатов и потеря персонала в перспективе, постоянная ротация и обновление людей. Как следствие, сильный стресс, психофизическое утомление руководителя, потому что реально нет поддержки и невозможно ни на кого положиться на 100%, нет доверенных людей.

Я согласился с тем, что иерархическое управление – это более быстрый и привычный путь, и обратил внимание аудитории на то, что тренинг и нужен для того, чтобы получить другие подходы. 

Инструменты командообразования  

В итоге родилось отличное переходное решение: директор подразделения собирает в командное ядро группу кандидатов и активно использует инструменты командообразования. В эту же группу включает меня, как консультанта. Группа работает по командным принципам и задача у нее одна: увеличение продаж телекоммуникационных услуг. Вернувшись в свои подразделения, члены группы внедряют полученные решения классическим способом иерархического управления. Набравшись от этого стресса и напряжения, возвращаются в командное ядро, где, благодаря поддержке членов группы и профессиональным знаниям консультанта, восстанавливаются и лучше понимают, как им действовать дальше. Такой симбиоз командной и иерархической работы является оптимальным для руководителей, которые устали от иерархического стресса и хотят повысить эффективность, но не готовы сразу строить “команду из команд”. Это позволяет им двигаться в правильном направлении, доказанном эволюцией, и делать это именно эволюционными, а не революционными шагами! И как правило, это действительно позволяет в итоге создать, если не идеальную, то отлично слаженную и эффективную команду.

Дмитрий Семин

 

 

Похожие статьи
Статьи Что делать с конфликтными сотрудниками в команде
ПсихологияУправлениеКоманда

Хотите результаты в бизнесе и жизни?

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм, получайте рассылку:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Канал в Telegram