+ 7 (499) 490-25-49
9 февраля 2017

Управляешь собой — управляешь миром

 

В этой статье я хочу побольше поговорить об управленческих навыках. Они помогут вам не просто выжить, но преуспеть, независимо от того, какая модель управления используется в компании.

ИнтересноеУправлениеБизнес

 

 

Классическое управление

Когда мы говорим об управлении, возможно, у кого-то из вас всплывает классический подход. Он построен на четырех базовых функциях руководителя, как менеджера: постановка целей и планирование, организация, мотивация, контроль. Задачей руководителя является использование этих функций для достижения целей организации.

Другое дело, что по факту, работая в крупной компании, многие из нас сталкиваются с армейскими порядками, где через некоторое время ты забываешь про цели и про менеджмент и стремишься просто успевать делать то, что тебе спускают сверху. Инициатива часто наказуема, тебя не слышат и есть шанс быть уволенным за рациональные предложения. В этом случае, управление сводится к умению сократить свою ответственность до выполнения поставленного задания и трансляцией его вниз, по необходимости. Думать о целях организации, тем более, о сотрудниках, особо не приходится.

В этой статье я хочу побольше поговорить об управленческих навыках, потому что именно они помогут вам не просто выжить, но преуспеть как в первой, так и во второй ситуации.

Управление по факту

Чтобы понять главные навыки руководителя, давайте на минуту перенесемся в роль подчиненного.

Итак, вы приходите к руководителю и вам ставят задачу. Вы её не поняли и не знаете как решить. Что в этот момент вы ожидали бы от руководителя? Что он переспросит вас, поняли вы задание или нет, и разъяснит его, если необходимо.

Так вот, возвращаясь к роли руководителя, мы понимаем, что это и есть то, как нам ставить задачи нашему сотруднику. Очень важным здесь является тон, который мы используем при постановке задачи. Он должен сохранить лицо сотрудника, чтобы тот не стеснялся нас спросить о том, что не понятно. Тогда управление превращается в диалог. Сначала – на уровне цели, потом – на уровне выполнения. Подчиненный не боится задавать вам дополнительные вопросы и привносить свои идеи.

Аналогично происходит на этапе контроля, когда вам сдают отчет. Фактически, это строится на умении вести диалог, эффективно общаться с коллегами. Прием, благодаря которому сотруднику удастся понять вас, а вам – понять сотрудника, называется вербализация. О нем у меня есть целое видео на ютубе.

Для того, чтобы подчиненный смог выполнить понятую задачу, нужно показать, какими ресурсами он может воспользоваться. Например, привлечь к помощи опытного наставника или ментора, почитать должностные инструкции и другие материалы, сходить на тренинг.

Главные управленческие навыки: принимать решения и брать ответственность на себя.

Главным я считаю умение принимать решения и брать за это ответственность на себя. Про принятие решений у меня есть отдельный тренинг и статья, а вот про ответственность давайте поговорим. Также мы рассмотрим еще два важных управленческих навыка – обладать силой духа и быть человеком определенной формации или системы людей.

Куда теряется ответственность?

Все знают, что с безответственными людьми не хотят иметь дело и сами мы такими быть не хотим. Что же нам мешает брать ответственность на себя и выполнять взятые на себя обязательства? Первое – страх, что наши результаты не будут соответствовать заявленным. Второе – лень, то есть, отсутствие мотивации.

Например, если я предлагаю вам встретиться завтра в 15 часов, вы с трудом возьмете на себя такое обещание и скорее всего, опоздаете и не выполните его. Что касается страха результата – человек только может предполагать, каким будет будущее и к этому стремиться. Осознав это, вы можете брать на себя ответственность с оговорками, что ваши результаты могут быть вариативными.

В любом случае, ни у кого нет способа гарантировать получение именно заявленного результата, в любой сфере бизнеса. Поэтому, мы можем либо брать на себя ответственность и благодаря этому делать и получать за сделанное почести или претензии. Или не брать ответственность и делать, как ни странно, все равно. Просто по указке того, кто взял на себя ответственность за этот результат. Что вам больше нравится, самому управлять ситуацией, или когда ей управляет кто-то другой?

Непобедимая сила духа

Конечно, чтобы выдержать потом претензии, требуется определенная сила духа и к этому мы и переходим. Под силой духа я прежде всего, понимаю целостность психики руководителя, когда он понимает, что он хочет и использует обстоятельства для достижения целей. Например, если он испытывает душевную боль, он использует ее как ресурс и мотиватор к действию. Если ему хорошо и он находится в состоянии драйва и энергии – он не просто радуется, но и на этой волне выполняет следующие действия. Помните фильм «Побег из Шоушенка»? Даже когда главный герой сидел в тюрьме в карцере, благодаря мелодии, звучавшей у него в голове, которая и олицетворяла его дух, он и преодолел все сложности.

Для того, чтобы обладать силой духа, человек должен обладать определенной формацией, или находиться в системе людей, которые разделяют такой подход. В одиночку трудно бегать регулярно. Но если каждое утро за вами забегает 5 ваших друзей, вам уже неудобно не встать с постели и не собраться к назначенному часу.

Если на вашем предприятии пройдет тренинг по управленческой эффективности, вы будете в группе единомышленников, которые так же, как вы, будут внедрять на практике управленческие навыки. Если вы будете делать это в одиночку, вы можете бросить это, как многие бросают заниматься зарядкой. Благодаря взаимной поддержке, вам как раз и хватит силы духа, чтобы дойти до результата.

Главное в руководителе — его личность

Вы когда-нибудь думали, почему люди приходят или увольняются из компании?
Устраиваются люди на работу ради компании, продукта, условия, зарплаты. А остаются и увольняются всегда только из-за людей. Именно поэтому то, какой личностью вы являетесь, определяет ваш статус, как руководителя.

Поэтому такие качества, как умение принимать решения, брать на себя ответственность, сохранять силу духа в сложных ситуациях и создать вокруг себя формацию успешных людей я считаю даже более важными, чем менеджерские качества для руководителя. Именно такие руководители становятся настоящими лидерами.

Дмитрий Семин

 

 

Похожие статьи
Статьи Что делать с конфликтными сотрудниками в команде
ПсихологияУправлениеКоманда

Хотите результаты в бизнесе и жизни?

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм, получайте рассылку:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Канал в Telegram